В этой работе Вы можете найти интересные факты о том, как люди осваивали труднодоступные территории нашей планеты.
В наши дни мы не задумываемся о том, что несколько сотен лет назад большинство территорий земного шара не было открыто. Я считаю, что наиболее труднодоступными и опасными территориями сейчас и такими являлись в прошлом территории, где климат менее всего похож на климат территорий, на которых мы проживаем. Яркими представителями такого климата являются полюса. Места, где всё покрыто льдом. Даже в наши дни, когда уже изобретено достаточно надёжное оборудование, такие территории всё еще остаются труднодоступными. А представьте себе все опасности, которые поджидали отважных путешественников века два назад…
Если бы вы лет сто назад спросили про Северный полюс, то вам бы никто не дал ответа. Тогда там ещё никто никогда не бывал. Многие пытались, но льды, морозы и ветер не пускали путешественников туда.
Однажды возле берегов Гренландии были найдены остатки американского корабля "Жаннета", который должен был дойти до полюса, но это ему не удалось. Корабль был раздавлен льдами возле Новосибирских островов, большая часть экипажа погибла в 1881 году. Получалось так, что "Жаннета" погибла на востоке, а то, что осталось от неё нашли только через три года на другом конце Полярного бассейна. Учёные в то время уже догадывались, о дрейфе льдов через бассейн Центральной Арктики и случай с "Жаннетой" подтверждал их догадки.
Путешественник Фритьоф Нансен к тому времени был известен как смелый полярник тем, что первым пересёк лёд, сковывающий остров Гренландию. Теперь Нансен придумал нечто необыкновенное. Он решил построить крепкое судно и дать ему вмёрзнуть в льды, а затем совершить путешествие через околополюсное пространство. Форма судна была такая же странная, как и сам план. Она была округлой и напоминала расколотый кокосовый орех. Это было не спроста: при такой конструкции льды будут не сильно давить на корабль, а выталкивать его наверх. Планировалось пройти от Норвегии к Новосибирским островам, а оттуда начать дрейф. Многие учёные не верили в успех такого мероприятия, но в конце концов деньги выдали, а корабль построил один из лучших кораблестроителей Колин Арчер. И 25 октября 1892 года судно "Фрам" (что означает "Вперёд") было спущено на воду. В июле 1893 года "Фрам" вышел в плавание. Экипаж составлял всего 12 человек.
22 сентября "Фрам" пристал к большой льдине, вмёрз в неё и вместе с ней продолжил путешествие.
Экспедицией были сделаны многие интересные открытия. Раньше утверждали, что Ледовитый океан мелкий, что течения, которые увлекают льды с сибирским плавником, образуются пресными водами громадных сибирских рек. Но на самом деле измерения показали, что Ледовитый океан очень глубок. Лот никак не мог достигнуть дна. Эти измерения дали ещё один неожиданный результат: верхний слой воды холоднее нижнего, находящегося на глубине 200-600 метров. А ещё ниже - опять холодный. По поводу этого слоя Нансен имел догадку, что это ответвление Гольфстрима, который начинается во Флориде, у берегов Америки. Эта догадка оказалась верной, это теплое Северо-Атлантическое течение.
Однако это открытие было не очень приятным для экипажа "Фрама". Свои расчёты дрейфа "Фрама" Нансен строил на том, что Ледовитый океан мелкий, что льды увлекают на запад воды сибирских рек. Теперь же, при такой глубине океана, на течение не приходилось рассчитывать. Вся надежда была только на ветер.
Чем дальше, тем больше Нансен думает о санном походе. И приходит к мысли, что должен пройти как можно дальше к северу. План был таков: он пройдёт на собаках с одним спутником этой весной, когда "Фрам" будет примерно километрах в 700-750 от полюса. Они сойдут с корабля 20 февраля следующего года. Если всё будет хорошо, то за 50 дней они достигнут заветной точки. Обратно пойдут сразу на Шпицберген.
14 марта 1895 года три тяжело нагруженных нарты с 28 собаками отправляются в путь. Путь становился все труднее. Затем экспедиция оказалась в Землях Франца-Иосифа и встретила там экспедицию Джексона, который там работал.
В августе 1896 года Нансен был доставлен на родину, в Норвегию на судне Джексона. А вскоре подоспел и сам "Фрам".
Таким образом этим путешествием было стёрто ещё одно неопознанное белое пятно Центральной Арктики на карте мира.
Самого полюса никому так и не удавалось достигнуть. И начались, как тогда говорили "международные скачки к полюсу". Через год после Нансена известный шведский инженер Соломон Андрэ с двумя спутниками решили открыть Северный полюс с воздуха. Они летели на воздушном шаре "Орёл", а в качестве связи с окружающим миром использовали почтовых голубей. Но через три дня путешествия они были вынуждены спуститься на лёд и через три месяца погибри. Только 33 года спустя их тела были найдены и похоронены.
Роберт Пири пробыл на полюсе всего 30 часов в апреле 1909 года. Путешествие к нему было немного легче, чем экспедиция Нансена, но все равно. В общих чертах выяснилось, что суши на Северном полюсе нет, сделаны некоторые метеорологические наблюдения. Это было очень даже неплохо для такого малого промежутка времени.
Нужны были постоянные исследования. Об этом мечтал русский моряк Георгий Яковлевич Седов. Но он погиб в пути, не оторвавшись от острова Рудольфа на Земле Франца-Иосифа.
В начале XX века русский адмирал Макаров создал судно новой конструкции: ледокол. Своей тяжестью он должен был сокрушать лёд. Но до полюса на нём было не дойти.
Между тем появились дирижабли и самолёты. Первым перелетел через полюс 9 мая 1926 года американский лётчик Бэрд, который впоследствии прославился своими исследованиями на юге, в Антарктике. Через два дня норвежский путешественник Роал Амундсен на дирижабле "Норге" тоже пролетел там. Воздушное пространство так же успешно завоёвывали советские лётчики.
Была сделана первая экспедиция в которой участвовали лётчики и исследователи. План был таков: лётчики должны были высадить исследователей на льдину и доставить туда снаряжение, а исследователи должны были дрейфовать вместе с льдиной. Так началось исследование Северного Полярного бассейна на льдинах. Речь идёт об экспедиции станция "Северный полюс-1" "СП-1" во главе с И.Д. Папаниным. Его сопровождали радист Э.Т. Кренкель, астроном Е.К. Федотов и гидробиолог П.П. Ширшов. Эта группа вошла в историю как "папанинская четвёрка". Работа шла слаженно, без аварий и приключений.
6 июня 1937 года первая в мире станция "Северный полюс-1" была открыта. Много уже насчитывается этих ССП. Больше двух десятков. Именно на станции "Северный полюс" было сделано замечательное открытие, самое крупное из всех: подводный хребет, который получил название хребта Ломоносова.
К середине XVIII в. уже сошли с политической арены Испания, Португалия, Голландия. Англия претендовала на мировое господство, она стремилась к захвату всё новых территорий. Джеймс Кук в течении двух месяцев добавил к колониям Англии Новую Зеландию и Австралию. Он был выдающимся навигатором и картографом. Для развития географических представлений наиболее значимым был его второе кругосветное путешествие.
Южный материк должен был существовать, чтобы "уравновесить" массивы суши северного полушария. Считалось, что огромные айсберги, которые мореплаватели встречали даже в южных широтах, выносят в океан огромные реки неведомого материка. Современник Кука, английский географ А. Дальримпль даже подсчитал население материка - 50 млн. человек!
Второе кругосветное плавание Джеймса Кука полностью опровергло эти лженаучные измышления. Много недель английские корабли провели за южным полярным кругом и достигли рекордной широты - 71о10'. Для огромного "уравновешивающего материка" места не оставалось.
Менее чем через полстолетия русские корабли под начальством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева вплотную подошли к берегам южного полушария.
28 января 820 года корабли подошли вплотную к берегам шестого, тогда ещё неведомого материка.
Есть ещё, конечно, на Земле места, куда не ступала нога человека.
В 1935 году венесуэльский лётчик открыл самый высокий в мире водопад Анхель - 1054 м.
В 1953 году новозеландец Эдмунд Хиллари и шерп Терсинг Норгей взошли на Эверест - высочайшую вершину мира (8848 м).
В 1961 году швейцарец Жак Пикар и американец Донн Уолш спустились на дно глубочайшей в мире Марианской впадины.
В 1913 году русская экспедиция на ледокольных пароходах "Таймыр" и "Вайгач" под начальством Б.А. Вилькинского открыла огромный архипелаг к северу от мыса Челюскин. В 1930-1932 гг. экспедиция под начальством Г.А. Ушакова нанесла его на карты. Это открытие было названо крупнейшим открытием XX века.
Мак-Кинли находится почти в самом центре Аляски, в середине могучего горного хребта. Первыми белыми людьми, когда Аляска принадлежала России, её увидели русские. Правитель Русской Америки, выдающийся мореплаватель и учёный Фердинанд Петрович Врангель, нанёс пик на географическую карту. В 1896 году молодой золотоискатель Уильям Диккей сообщил миру о самой высокой горе Америки - более шести тысяч метров. Диккей предложил назвать её в честь только что избранного президента США Уильяма Мак-Кинли. Теперь на заоблачный пик, находящийся рядом с полярным кругом, предстояло подняться. В сентябре 1906 года сорокалетний полярный исследователь Фредерик Альберт Кук объявил о своей победе над высотой. Но скоро за первой сенсацией последовала вторая - Кук обманул американцев.
В 1913 году преподобный Хадсон Стак совершил успешное восхождение на гору. Он-то и был назван официальным первооткрывателем. Следующая экспедиция в 1932 году закончилась трагедией. Люди гибнут от адского холода и недостатка кислорода, падают в бездонные пропасти или трещины ледников.
В 2002 году состоялась уникальная российская экспедиция Матвея Шпаро: в составе команды из 11 человек было двое инвалидов в креслах, поставленных на лыжи.
Высший альпинистский пилотаж - подъём на Мак-Кинли зимой, когда температура падает ниже -60. Для известного японского Наоми Уэмуры этот путь стал последним. В январе 1998 года россияне Артур Тестов и Владимир Ананич достигли вершины пика и благополучно спустились вниз. На Аляске помнят имена этих и многих других отважных восходителей, а вот доктор Кук почти забыт. Между тем его тайна так и осталась неразгаданной.
В наши дни наука картоведения достигла одного из своих высших положений. Несмотря на то, что огромная часть территорий земного шара уже освоена, здесь всё ещё есть неосвоенные территории. Конечно не таких огромных масштабов как, например, лет 200 назад.
Итак, путь географии длинен, сложен и разветвлен. Для понимания этой науки нужно ознакомиться со многими серьёзными трудами.
Насущная, постоянная потребность в географических знаниях за всё время существования человека стала причиной длительного и сложного развития географической науки. Это же привело к тому, что географические представления в той, или иной форме с неизбежностью возникали всюду, где обитал человек.
1. М. Гумилевская "Как открывали мир".
2. "Мир географии" под редакцией Г.И. Рычагова, Г.А. Сафьянова, О.А. Богатикова, А.П. Капица, В.М. Котлякова, В.С. Лямина, А.М. Рябчикова, К.А. Салищева, Л.Р. Серебрянного, А.Ф. Тешникова, А.Т. Хрущёва.
3. Журнал "Вокруг Света" сентябрь 2005.
4. А. Томилин "Как люди обживают океаны и земли".